Бензин подорожает, это неизбежно - эксперт
Поставки нефти на внутренний рынок в настоящее время невыгодны из-за дешевых цен на топливо.
Необходимо положить конец бесконечной ценовой поддержке GSM и довести их до рынка. Таково мнение эксперта нефтегазовой отрасли Олжаса Байдилдинова.
«Например, в октябре Атырауский НПЗ находился в ремонте. Часть дефицита топлива восполнил «КазМунайГазом», который должен был закупить за свой счет в России около 50 тысяч тонн и продать его здесь по местным ценам. Это расточительное расточительство. Работа», — пояснил основатель программы «Байдилдинов Нефть».
Он отметил, что такая практика не может продолжаться вечно в рыночной экономике. Собеседник ЛС сравнивает внутренний топливный рынок страны с дырявым ведром, потому что продукт реализуется по более низкой себестоимости. В результате, сколько бы новых нефтеперерабатывающих заводов ни строили в Казахстане, топливо уходит за границу.
"Фактически мы постоянно собирались ловить тех, кто транспортирует нефтепродукты по каким-то схемам. Будут и коррупционные риски. Это путь", - сказал эксперт.
Байдилдинов обратил внимание на то, что добыча нефти без учета Тенгизы, Карачаганаки и Кашагана по итогам прошлого года снизилась на 1 миллион тонн. По его прогнозам, эта тенденция сохранится, поскольку месторождения истощены и стимулов для увеличения добычи нет. Это связано с тем, что государству, по мнению эксперта, необходимо все больше поставлять на внутренний рынок.
«Расширение Шымкентского НПЗ увеличит этот показатель, потому что киты (операторы Кашагана, Карачаганаки и Тенгизы) естественно ориентированы на экспорт. Они должны поставлять на внутренний рынок, потому что иначе мы не сможем поддерживать этот баланс. ".
Он добавил, что не является сторонником мнения, что топливо имеет социальное давление. По мнению Байдильдиновой, этот вопрос скорее моральный. Сюда привели, например, семь из трех человек, потребляющих в среднем 100 литров бензина. По экспертным подсчетам, прибавка составит не 5-10 тенге, а около 500-1000 тенге в месяц на 1 тыс. человек. км.
«Мы тратим гораздо больше, чем мобильный интернет. При этом ценовое подавление не эффективно. Например, около двух лет мы контролировали цену на сжиженный газ. Что это значит? Такси стало дешевле? Нет, хотя часть В автопарке нет этого вида общественного транспорта. Стоимость грузовых перевозок снизилась. Нет, эффекта нет", - отметил эксперт.
Согласно требованиям ВТО и экологической повестки Казахстан должен снизить потребление топлива. Это сложно сделать без повышения цены.
Кроме того, сдерживание затрат, как отметил Байдилдинов, негативно влияет не только на отрасль.
"АИ-92 должен стоить около 250 тенге. Сейчас лимит составляет 205 тенге. Постепенно штат, наверное, сдвинется на 10 тенге, может быть, за полгода. И мы приближались к этой цене. Неизбежно", - сказал Байдилдинов.
Вместе с тем, по мнению эксперта, необходимо понимать, что нефтедобыча и переработка себестоимость доларная, за счет оборудования, материалов и т.д. С учетом долларовой инфляции, цен на металлы и других факторов цены на топливо в мире подорожали. А в Казахстане, как и в начале 2000-х, и сейчас АИ-92/93 стоит около 40 центов. По мнению экспертов, в рыночных условиях такой показатель невероятен. Из-за этого цена будет выше.
«Учитывая то, что у нас сейчас достаточно большое количество девальвационных ожиданий, небольших шагов по либерализации государства в следующем году, не исключено, что реальные цены еще не достигнуты. Поэтому это может занять некоторое время. бесконечные страдания и хождение кругами должны прекратиться. "Нужно отпустить цену. Тогда мы увидим реальное потребление в Казахстане. Не надо строить или расширять нефтеперерабатывающий завод", - заключил Байдилдинов.
Между тем Минэнерго планирует продлить запрет на вывоз отдельных видов топлива из Казахстана за пределы таможенной территории ЕАЭС до 31 декабря 2026 года. Данное решение связано с тем, что срок запуска общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза перенесен на 1 января 2027 года.
Поставки нефти на внутренний рынок в настоящее время невыгодны из-за дешевых цен на топливо.
Необходимо положить конец бесконечной ценовой поддержке GSM и довести их до рынка. Таково мнение эксперта нефтегазовой отрасли Олжаса Байдилдинова.
«Например, в октябре Атырауский НПЗ находился в ремонте. Часть дефицита топлива восполнил «КазМунайГазом», который должен был закупить за свой счет в России около 50 тысяч тонн и продать его здесь по местным ценам. Это расточительное расточительство. Работа», — пояснил основатель программы «Байдилдинов Нефть».
Он отметил, что такая практика не может продолжаться вечно в рыночной экономике. Собеседник ЛС сравнивает внутренний топливный рынок страны с дырявым ведром, потому что продукт реализуется по более низкой себестоимости. В результате, сколько бы новых нефтеперерабатывающих заводов ни строили в Казахстане, топливо уходит за границу.
"Фактически мы постоянно собирались ловить тех, кто транспортирует нефтепродукты по каким-то схемам. Будут и коррупционные риски. Это путь", - сказал эксперт.
Байдилдинов обратил внимание на то, что добыча нефти без учета Тенгизы, Карачаганаки и Кашагана по итогам прошлого года снизилась на 1 миллион тонн. По его прогнозам, эта тенденция сохранится, поскольку месторождения истощены и стимулов для увеличения добычи нет. Это связано с тем, что государству, по мнению эксперта, необходимо все больше поставлять на внутренний рынок.
«Расширение Шымкентского НПЗ увеличит этот показатель, потому что киты (операторы Кашагана, Карачаганаки и Тенгизы) естественно ориентированы на экспорт. Они должны поставлять на внутренний рынок, потому что иначе мы не сможем поддерживать этот баланс. ".
Он добавил, что не является сторонником мнения, что топливо имеет социальное давление. По мнению Байдильдиновой, этот вопрос скорее моральный. Сюда привели, например, семь из трех человек, потребляющих в среднем 100 литров бензина. По экспертным подсчетам, прибавка составит не 5-10 тенге, а около 500-1000 тенге в месяц на 1 тыс. человек. км.
«Мы тратим гораздо больше, чем мобильный интернет. При этом ценовое подавление не эффективно. Например, около двух лет мы контролировали цену на сжиженный газ. Что это значит? Такси стало дешевле? Нет, хотя часть В автопарке нет этого вида общественного транспорта. Стоимость грузовых перевозок снизилась. Нет, эффекта нет", - отметил эксперт.
Согласно требованиям ВТО и экологической повестки Казахстан должен снизить потребление топлива. Это сложно сделать без повышения цены.
Кроме того, сдерживание затрат, как отметил Байдилдинов, негативно влияет не только на отрасль.
"АИ-92 должен стоить около 250 тенге. Сейчас лимит составляет 205 тенге. Постепенно штат, наверное, сдвинется на 10 тенге, может быть, за полгода. И мы приближались к этой цене. Неизбежно", - сказал Байдилдинов.
Вместе с тем, по мнению эксперта, необходимо понимать, что нефтедобыча и переработка себестоимость доларная, за счет оборудования, материалов и т.д. С учетом долларовой инфляции, цен на металлы и других факторов цены на топливо в мире подорожали. А в Казахстане, как и в начале 2000-х, и сейчас АИ-92/93 стоит около 40 центов. По мнению экспертов, в рыночных условиях такой показатель невероятен. Из-за этого цена будет выше.
«Учитывая то, что у нас сейчас достаточно большое количество девальвационных ожиданий, небольших шагов по либерализации государства в следующем году, не исключено, что реальные цены еще не достигнуты. Поэтому это может занять некоторое время. бесконечные страдания и хождение кругами должны прекратиться. "Нужно отпустить цену. Тогда мы увидим реальное потребление в Казахстане. Не надо строить или расширять нефтеперерабатывающий завод", - заключил Байдилдинов.
Между тем Минэнерго планирует продлить запрет на вывоз отдельных видов топлива из Казахстана за пределы таможенной территории ЕАЭС до 31 декабря 2026 года. Данное решение связано с тем, что срок запуска общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза перенесен на 1 января 2027 года.